Полевое поведение — это ключевое понятие в теории известного немецкого психолога Курта Левина, основателя «топологической психологии» или «психологии сред».
Это очень глубокая и практичная концепция, которая прекрасно объясняет многие аспекты нашего повседневного поведения.
Полевое поведение — это поведение, которое в большей степени управляется силами и стимулами внешнего окружения («поля»), а не внутренними целями, намерениями или потребностями человека.
Проще говоря, человек реагирует на то, что его окружает, а не на то, что он сам хочет. Он становится "игрушкой" в руках среды.
Левин использовал термин «жизненное пространство». Это не физическое пространство, а психологическая реальность, которая включает в себя:
Личность со всеми ее потребностями, целями, намерениями.
Психологическую среду — то, как человек воспринимает и интерпретирует свое окружение (включая людей, объекты, события).
Взаимодействие между личностью и средой.
В этом жизненном пространстве возникают различные «валентности» (или «побудительность»). Объекты и события становятся как бы заряженными:
Положительная валентность — объект притягивает, манит к себе (например, вкусный торт для голодного человека).
Отрицательная валентность — объект отталкивает, вызывает желание избежать (например, неприятный разговор).
Когда человек действует в режиме полевого поведения:
Внешний стимул (объект с положительной валентностью) создает в его жизненном пространстве силу (вектор).
Эта сила буквально "тянет" человека к совершению действия, независимо от его собственных целей.
Волевой контроль и осознанные намерения в этот момент ослаблены или отсутствуют.
Телефонный звонок. Вы сосредоточенно работаете над важным докладом (внутренняя цель). Вдруг раздается телефонный звонок. Что вы делаете? Большинство людей автоматически поднимают трубку. Звонок — это мощный полевой стимул, который перебивает вашу внутреннюю цель.
Печенье на столе. Вы сидите и читаете книгу. Рядом на столе лежит коробка с печеньем. Ваша рука будто сама тянется к нему, даже если вы не голодны. Печенье "притягивает" вас.
Дверь, которая ведет в никуда. В одном из экспериментов испытуемого просили подождать в комнате. В комнате была дверь, которая не использовалась и вела в тупик. Наблюдая за человеком, можно было заметить, что его взгляд постоянно "цеплялся" за эту дверь, он мог подойти к ней, потрогать ручку. Дверь как объект среды порождала "вектор" исследования.
Противоположностью является волевое (намеренное) поведение. В этом случае поведение человека определяется его внутренними целями ("Я-регуляция"). Например, вы отключаете телефон, чтобы закончить работу, или сознательно отодвигаете коробку с печеньем, чтобы не отвлекаться.
У детей: Дети в большой степени существа "полевые". Они видят лужу — бегут в нее, видят качели — бегут качаться. Их поведение управляется "полем" игровой площадки. Развитие личности во многом есть развитие способности противостоять полевому влиянию.
В быту и потреблении: Супермаркеты — это гениально спроектированная "полевая" среда. Вкусно пахнущая выпечка у входа, товары на кассе, акционные таблички "скидка 50%" — все это полевые стимулы, призванные управлять вашим поведением и кошельком.
В соцсетях и технологиях: Уведомления, лайки, бесконечная лента — это чистейшие полевые стимулы. Они созданы, чтобы вы автоматически, без волевого усилия, проверяли телефон снова и снова.
В ситуациях неопределенности и стресса: Когда человек устал, растерян или не имеет четкой цели, он становится более уязвим для полевого поведения (например, бесцельно листает ленту соцсетей или переключает каналы ТВ).
Объясняет автоматизм: Она показывает, что огромная часть нашего поведения — не результат глубокого осмысленного выбора, а реакция на конфигурацию "поля".
Практическое применение: Понимание полевого поведения позволяет:
Создавать лучшие среды: Дизайнеры, архитекторы, педагоги могут создавать пространства, которые "подталкивают" к правильному поведению (например, размещение мусорных баков для удобства).
Управлять своим поведением: Осознав силу полевых стимулов, мы можем сознательно изменять свое окружение, чтобы достигать целей (убрать со стола отвлекающие предметы, отключить уведомления).
Лучше понимать других: Позволяет не осуждать, а понять, почему человек (особенно ребенок) ведет себя тем или иным образом.
В итоге, полевое поведение по Левину — это модель, которая описывает нас как систему, находящуюся в постоянном взаимодействии со средой. Иногда мы управляем этим взаимодействием, а иногда среда управляет нами.